И. С. Бах. Сюиты для виолончели соло 1-3

И. С. Бах. Сюиты для виолончели соло 1-3

Концерт • 12+
23
мая
пятница
19:00
Стоимость билетов
500 - 1500 ₽
Купить билет

Концерт в 2-х отделениях

Исполнитель:

Игорь Бобович (виолончель), лауреат международных конкурсов

*Программа концерта:

И. С. Бах (Johann Sebastian Bach 1685–1750). Suiten für Violoncello solo

Сюита для виолончели соло № 1 G-dur BWV 1007 (1720)

Prelude

Allemande

Courante

Sarabande

Menuets I & II

Gigue

Сюита для виолончели соло № 2 d-moll BWV 1008 (1720)

Prelude

Allemande

Courante

Sarabande

Menuets I & II

Gigue

Сюита для виолончели соло № 3 C-dur BWV 1009 (1720)

Prelude

Allemande

Courante

Sarabande

Bourres I & II

Gigue

*В программе возможны изменения

В Концертном Пакгаузе в исполнении одного из ведущих российских виолончелистов, лауреата международных конкурсов Игоря Бобовича прозвучит музыка для виолончели соло величайшего композитора эпохи барокко Иоганна Себастьяна Баха. 21 марта 2025 года исполнилось 340 лет со дня его рождения. Но сочинения Баха, написанные более трёх веков назад, звучат по-современному экспрессивно, требуя от исполнителей технического и кантиленного совершенства.

Сюиты для виолончели соло Иоганна Себастьяна Баха (Johann Sebastian Bach 1685–1750) известны исполнителям по рукописям его второй жены Анны Магдалены Бах, поскольку автографов этой музыки самого композитора не сохранилось. Написанные около 1720 года, сюиты стали «репертуаром будущего», ставя перед виолончелистами технические задачи, которые в XVIII веке были не под силу даже самым именитым исполнителям.

Исследователи предполагают, что Бах, возможно, писал сюиты не для виолончели, привычной нам формы, а для её разновидности violoncello da spalla, которую держали у плеча, подобно скрипке и альту. Da spalla, настроенная на виолончельный диапазон, давала возможность исполнителям извлекать более точный звук и легче проявлять виртуозность, нежели распространённая в XVIII веке viola da gamba. Виолончельные сюиты Баха редко звучали в концертных программах.

Так продолжалось до начала ХХ века, когда знаменитый виолончелист Пабло Казальс не только исполнил, но и записал все Suiten für Violoncello solo. Бархатный тембр виолончели и драматичность музыки сделали сюиты Баха одними из самых популярных среди исполнителей. Английский композитор и музыковед Уилфрид Говард Меллерс назвал их «монофонической музыкой, в которой человек создал танец Бога».

Существует множество переложений сюит для различных составов инструментов: для лютни (И. С. Бах), для виолончели и фортепиано (Р. Шуман), для фортепиано (И. Рафф и Л. Годовский), для струнных и духовых инструментов, для гитары и оркестра.

В чём же феномен виолончельных сюит Иоганна Себастьяна Баха? На этот вопрос ответил Пабло Казальс: «Сюиты для виолончели позволяют заключить, что Бах видел технические возможности этого инструмента, — возможности, которые в то время не получили должного применения. Здесь, как и во многих отношениях, он шёл впереди своего времени».

Игорь Бобович (виолончель), лауреат международных конкурсов:

конкурса старинной музыки в Гааге (Нидерланды)

Европейского конкурса виолончелистов в Мальяно-Сабина (Италия),

конкурса камерной музыки в Кальтаниссете (Италия)

имени Марии Канальс в Барселоне (Испания)

имени И. С. Баха в Лейпциге (Германия)

Pacem in Terris в Байройте (Германия)

конкурса дуэтов в Kатринехольме (Швеция)

В 1999 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, где занимался в классах народных артистов России В. Я. Фейгина и Э. И. Поздеева, посещал уроки народной артистки СССР Н. Г. Гутман.

В 2000–2006 годах обучался в Ганноверской Высшей школе музыки и театра (Германия), класс виолончели К. Хайтца, камерной музыки — Х. Байерле, посещал уроки Ц. Меникера (исторические клавишные инструменты), Й. Шёлльхорна (современная музыка), участвовал в мастер-классах Б. Пергаменщикова, Ю. Бергера, В. Бёттхера.

В 2000–2001 годах проходил практику в Филармоническом оркестре Северогерманского радио (Ганновер).

С 2008 по 2011 годы — концертмейстер группы виолончелей Государственного Академического симфонического оркестра России им. Е. Светланова.

С 2011 по 2019 год — концертмейстер группы виолончелей оркестра «MusicAeterna» под управлением Т. Курентзиса.

С апреля 2016 года — участник ансамбля (далее - оркестра) «La voce strumentale» под управлением Д. Синьковского.

С 2018 года преподает в Московской Государственной консерватории, проводит мастер-классы по специальностям «виолончель» и «камерная музыка» в России и за рубежом.

С 2020 года обучался на кафедре оперно-симфонического дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора, заслуженного артиста РФ В. А. Альтшулера), также регулярно посещает мастер-классы профессора С. И. Бекировой.

С 2022 года — концертмейстер группы виолончелей оркестра «La voce strumentale» и дирижёр Нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина.

В качестве дирижёра работал с Ростовским академическим симфоническим оркестром, оркестром Пермского театра оперы и балета, оркестром «La voce strumentale» Нижегородского театра оперы и балета. В репертуаре И. Н. Бобовича как дирижёра и инструменталиста спектакли и концертные программы.

Принимал участие в проектах европейских коллективов, специализирующихся на аутентичном исполнительстве, таких, как «Concerto Köln», «La poeme harmonique», «Ensemble 1700».

Продолжительность 1 час 30 минут с одним антрактом