
Шопен, Пастернак, Шульгоф. От романтизма к джазу
суббота
Шопен, Пастернак, Шульгоф. От романтизма к джазу
Концерт в 2-х отделениях
Исполнитель:
Зарина Шиманская (фортепиано)
*Программа концерта:
1 отделение
Б. Л. Пастернак (1890–1960). Соната h-moll (1909)
Ф. Шопен (Frédéric François Chopin 1810–1849)
Баллада для фортепиано № 1 g-moll op. 23 (1831–1835)
Баллада для фортепиано № 2 F-dur op. 38 (1836–1839). Посв. Р. Шуману
2 отделение
Э. Шульхоф (Ervín Schulhoff 1894–1942). Джазовая танцевальная сюита для фортепиано WV 98 (1931). Посв. Дорогому другу Генри Гил-Марчексу
Stomp
Strait
Waltz
Tango
Slow
Fox-trot
Ф. Шопен (Frédéric François Chopin 1810–1849)
Баллада для фортепиано № 3 As-dur op. 47 (1841). Посв. Mlle Pauline de Noailles
Баллада для фортепиано № 4 f-moll op. 52 (1842/1843). Посв. баронессе Шарлотте де
Ротшильд
*В программе возможны изменения
На сцене Концертного Пакгауза выступит одна из ведущих российских пианисток Зарина Шиманская. В программе концерта — сочинения композиторов, стилей, жанров, которые разделяет почти век.
Борис Леонидович Пастернак (1890–1960), лауреат Нобелевской премии по литературе, был не только талантливым писателем и поэтом. Он был пианистом и композитором, и мог бы стать заметным явлением в музыкальном искусстве. В доме Пастернаков свои произведения играли Сергей Васильевич Рахманинов и Александр Николаевич Скрябин. Под влиянием последнего Борис решил стать музыкантом. В течение шести лет он увлечённо занимался под руководством композитора Юлия Дмитриевича Энгеля и готовился к поступлению на композиторский факультет Московской консерватории. Но в итоге предпочел стезю поэта и писателя. Из «композиторского» периода Бориса Пастернака остались две прелюдии и фортепианная Соната h-moll. Написанная в 19 лет, Соната сохранила черты преклонения перед гением Скрябина и формирующийся собственный стиль Пастернака. «Жизни вне музыки я себе не представлял... Музыка была для меня культом, то есть той разрушительной точкой, в которую собиралось все, что было самого суеверного и самоотречённого во мне». Б. Пастернак «Охранная грамота».
Одним из первых профессиональных музыкантов, всерьёз увлёкшихся джазом, стал чешский композитор Эрвин Шульхоф (Ervín Schulhoff 1894-1942). Шульхоф считал, что только искусство может преобразовать действительность. Одним из путей «музыкальной революции» для композитора стал джаз. Он основал джазовый квартет и работал над идеей создания школы по подготовке и трудоустройству джазовых музыкантов. Опьянённый динамизмом и экзотикой джаза, Шульхоф решил включить его танцевальные ритмы в собственный стиль и, опираясь на свой совершенный пианизм, создал серию чрезвычайно привлекательных джазовых фортепианных циклов. Среди них — написанная в 1931 году Джазовая танцевальная сюита для фортепиано, посвященная Шульхофом своему другу, французскому пианисту Анри Жиль-Маршексу. «У меня неслыханная страсть к экстравагантным танцам. Были времена, когда я танцевал ночи напролёт <…> это даёт мне феноменальный творческий импульс, поскольку в моём сознании я неслыханно земной, почти животный! <…> если Бах и современники, т. е. Моцарт, Брамс, Шуберт и т. д. писали танцы своей эпохи и любили их так же, почему я не могу их любить и писать?!», — говорил Шульхоф.
Польского композитора-романтика Фредерика Шопена (Frédéric François Chopin 1810–1849) Антон Григорьевич Рубинштейн назвал «душой фортепиано». В творчестве Шопена воплотился совершенный романтический стиль, вершиной которого можно по праву назвать четыре фортепианных баллады, открывших страницу истории жанра инструментальной романтической баллады.
В творчестве Шопена жанровая принадлежность произведения не становится ограничением для смыслового наполнения и исполнительских приёмов. Так, например, мазурки и вальсы превращаются в драматичные виртуозные пьесы, а среди этюдов появляются великолепные образцы непревзойдённой шопеновской кантилены. Инструментальные баллады стали не просто повествованием об эпических событиях, а напряженным рассказом о душевных метаниях и чувствах Человека.
Исследователи по сей день точно не ответили на вопрос, есть ли программная связь баллад Шопена и польского поэта Адама Мицкевича. Но эмоциональное и образное наполнение музыки без сомнения созвучно романтическим литературным опусам. Кроме того, Шопен и Мицкевич были очень дружны и восхищались творчеством друг друга.
Баллады создавались Шопеном на протяжении десятилетия, во время которого было подавлено польское восстание, закрывшее жившему Париже композитору возможность возвращения на родину. Он узнал о замужестве любимой женщины Марии Водзинской. Складываются непростые отношения с Жорж Санд. Надвигается тяжёлая болезнь… Все эти чувства и события Шопен записывает в личном дневнике – своей музыке.
Зарина Шиманская (фортепиано)
Лауреат Международного конкурса «Виртуозы XXI века» в Москве (1999)
Лауреат Международного конкурса пианистов им. Джузеппе Терраччано в Джиффони-Сеи-Казали (Италия, 2009)
Лауреат Международного конкурса IBLA Grand Prize в Рагузе (Италия, 2017)
Родилась в Ленинграде. В семь лет начала обучаться игре на фортепиано и композиции. В одиннадцать лет получила стипендию Филармонического общества Санкт-Петербурга, что позволило ей выступать в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии, Русском музее, Тронном зале Большого дворца в Петергофе.
Окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова (класс заслуженной артистки РФ, профессора Н. Н. Серёгиной), аспирантуру консерватории (класс заслуженного артиста РФ, профессора С. А. Урываева) и магистратуру Гамбургской высшей школы музыки и театра (класс Е. А. Королёва).
Участвовала в мастер-классах Арье Варди, Алексея Любимова, Леонида Брумберга, Стивена Ковачевича, Александра Торадзе и Леонидаса Кавакоса.
Гастролирует в России, странах Европы и Азии как солистка, в составе ансамблей и с симфоническими оркестрами.
Выступала в лондонском Вигмор-холле, зальцбургском Моцартеуме, гамбургском Лайсхалле, Концертном зале Мариинского театра, Большом зале Московской консерватории, Большом зале Санкт-Петербургской Филармонии, Новой Опере в Москве, Гастайге в Мюнхене, в зале Радиалсистем в Берлине.
Участвовала в Международном Дягилевском фестивале в Перми, Фортепианном фестивале в Брукнерхаусе в Линце (Австрия), Музыкальном фестивале в Вербье (Швейцария), фестивалях «Звёзды белых ночей», «Лики современного пианизма» и многих других.
Как интерпретатор камерной музыки регулярно выступает с Кристофом Барати, Иштваном Вардаем, Вильфредом Штреле, Надей Михаэль. Как солистка сотрудничала с дирижёрами Валерием Гергиевым, Теодором Курентзисом, Валентином Урюпиным, Равилем Мартыновым, Сергеем Оселковым, Фёдором Леднёвым, Иваном Рудиным, Кареном Дургаряном, Алексеем Ньяга, Иваном Столбовым, Гургеном Петросяном, Мишей Дамевым.
В репертуаре — сочинения разных эпох и стилей: от фортепианных концертов Моцарта и Чайковского до произведений Пендерецкого, Шнитке, Франка Мартена и Щедрина.
В 2024 году участвовала в премьерном исполнении первой редакции Первого фортепианного концерта П. И. Чайковского с маэстро Дмитрием Синьковским и оркестром La Voce Strumentale в Нижнем Новгороде и камерном концерте с выдающейся сопрано Альбиной Шагимуратовой.
Продолжительность 1 час 40 минут с одним антрактом