
Совместный проект РОСИЗО и Нижегородского государственного художественного музея. Экспозиция познакомит посетителей с разными гранями творчества Конёнкова, который предстанет не только как талантливый скульптор, но и как мыслитель, философ, провидец и демиург.
Сергей Тимофеевич Конёнков (1874 – 1971), пожалуй, один из самых ярких, эксцентричных и эпатажных отечественных художников прошлого столетия. Его называли модернистом, авангардистом, соцреалистом, художником Серебряного века. Он работал с бронзой, гипсом, мрамором, деревом, оставив после себя более 800 скульптурных композиций.
Свою книгу воспоминаний Конёнков назвал «Мой век». Он имел для этого все основания: долгожитель, который в 90 с лишним лет сохранил огромный творческий темперамент. Конёнков не был сторонним наблюдателем значимых вех XX века — он являлся активным участником событий, касалось ли это социальной истории или истории искусств.
При всём уникальном тематическом и стилистическом многообразии наследия русского скульптора проект исследует героику, космогонию и пророчества. Представленные скульптуры объединены в три тематических блока, неизменных и взаимосвязанных в творчестве Конёнкова: религия (от мессии до демона), власть (вожди и герои), язычество (гедонизм и женское начало).
Выполненные из разнохарактерных материалов — мрамора, дерева, гипса и бронзы — экспонаты выставки отобраны из коллекций Государственного Русского музея, Смоленского государственного музея-заповедника, Государственной Третьяковской галереи, Музея архитектуры им. А. В. Щусева, Нижегородского государственного художественного музея и других культурных институций и частных собраний. Среди них работы «Пророк», «Автопортрет», «Демон», «Сын человеческий», «Матрос с крейсера „Громобойˮ», эскиз оформления главного входа павильона «Шестигранник» для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года в Москве.
Удивительной частью творческой биографии мастера стали космогонические картины-карты, являющие собой сложное сочетание изобразительных «символов» и топографического начала, совокупно фиксирующих расстановку мировых сил. В этих уникальных концептуальных мифологемах сведены воедино изображения, счисления космогонического плана, библейские тексты.
Работа куратора выставочного проекта Аллы Есипович-Рогинской и уникальное архитектурное решение Сергея Чобана подчеркнёт важность бесценных экспонатов выдающегося советского скульптора.